Основы психологии

Психика (греч. psychikos – душевный) – свойство субъективно отражать события объективной реальности для ориентации и взаимодействия с окружающий средой. Информация, полученная в результате этого отражения, моделирует поведение, что позволяет оперативно реагировать на изменения во внутренней и внешней среде. 

Психические процессы – процессы, происходящие в психике человека, отражающиеся в динамически изменяющихся психических явлениях (ощущение, восприятие, память, мышление, речь, воображение, мотивация, эмоции и т.д.). Психические процессы – это форма существования психики.

Виды психических процессов

Все психические процессы можно разделить на познавательные, эмоциональные и волевые.

ПознавательныеЭмоциональныеВолевые
• ощущение
• восприятие
• представление
• воображение
• мышление
• активные
• пассивные
• решение
• исполнение
• усилие
Психические процессы

Рассмотрим наиболее подробно каждый их видов.

Познавательные психические процессы:
Ощущение – определенный процесс отражения отдельных свойств внешнего мира. Ощущение является простейшим психическим процессом. Способность к ощущениям имеется у всех живых организмов, обладающих нервной системой. Осознаваемые ощущения характерны только для живых существ, имеющих головной мозг.


Восприятие – целостное отражение предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств. Основные свойства восприятия: целостность, предметность, константность, осмысленность, избирательность.


Представление – процесс отражения явлений внешнего мира, воссоздающихся на основе прежнего опыта. Основные свойства представлений: фрагментарность – в представляемом образе часто отсутствуют какие-либо его черты; неустойчивость; изменчивость – при обогащении человека новым опытом и знаниями происходит изменение представлений об объектах окружающего мира
Воображение – создание новых образов на основе имеющихся представлений. Простейшая классификация воображения: продуктивное и репродуктивное.

Мышление – высший познавательный процесс, порождение нового знания, обобщенное и опосредованное отражение человеком действительности в ее существенных связях и отношениях. Основные виды мышления: предметно-действенное мышление осуществляется во время действий с предметами при непосредственном восприятии предмета в реальности; наглядно-образное мышление происходит при представлении предметных образов; абстрактно-логическое мышление является результатом логических операций с понятиями.

Память – форма психического отражения, основными функциями которого являются: закрепление, сохранение и воспроизведение опыта. К процессам памяти относятся следующие: запоминание – такой процесс памяти, в результате которого происходит закрепление нового путем связывания его с приобретенным ранее; запоминание всегда избирательно – в памяти сохраняется не все, что воздействует на наши органы чувств, а только то, что имеет значение для человека или вызвало его интерес и наибольшие эмоции; сохранение – процесс переработки и удержания информации; воспроизведение – процесс извлечения из памяти сохраненного материала; забывание – процесс избавления от давно полученной, редко используемой информации. Непроизвольная память (информация запоминается сама собой без специального заучивания, а в ходе выполнения деятельности, в ходе работы над информацией). Сильно развита в детстве, у взрослых ослабевает. Произвольная память (информация запоминается целенаправленно с помощью специальных приемов).
Выделяют также кратковременную память, долговременную память, оперативную память, промежуточную память.

Внимание – определенная сосредоточенность психической деятельности на объекте восприятия. Эмоциональные психические процессы представляют собой переживания человеком своего отношения к предметам и явлениям действительности, к тому, что он познает, к себе и другим людям.

Эмоции (от лат. emoveo – потрясаю, волную) – это психический процесс субъективного отражения наиболее общего отношения человека к предметам и явлениям действительности, к другим людям и самому себе относительно удовлетворения или неудовлетворения его потребностей, целей и намерений. Если процесс удовлетворения потребностей протекает благоприятно, то человек испытывает положительные эмоции, и, напротив, отрицательные эмоции возникают в ответ на неудовлетворение потребностей или отсутствие нужного результата собственного действия. Эмоции обусловлены, с одной стороны, внутренними потребностями и мотивацией, а с другой – особенностями внешней ситуации. Они как бы устанавливают связь и взаимоотношения между этими двумя рядами событий.

Волевые психические процессы – психические процессы сознательного управления своими мыслями, чувствами, желаниями, поведением, деятельностью, общением, выраженный в умении преодолевать внешние и внутренние трудности, принимать решения и придерживаться определенного курса при совершении целенаправленных действий.

Способности – это индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности, в общении и легкость овладения ими. Способности не могут быть сведены к знаниям, умениям и навыкам, имеющимся у человека, но способности обеспечивают их быстрое приобретение, фиксацию и эффективное практическое применение.

Темперамент – это те врожденные особенности человека, которые обусловливают динамические характеристики интенсивности и скорости реагирования, степени эмоциональной возбудимости и уравновешенности, особенности приспособления к окружающей среде.


Характер – это каркас личности, в который входят только наиболее выраженные и тесно взаимосвязанные свойства личности, отчетливо проявляющиеся в различных видах деятельности. Характер – индивидуальное сочетание наиболее устойчивых, существенных особенностей личности, проявляющихся в поведении человека, в определенном отношении:
1) к себе (степень требовательности, критичности, самооценки);
2) к другим людям (индивидуализм или коллективизм, эгоизм или альтруизм, жестокость или доброта, безразличие или чуткость, грубость или вежливость, лживость или правдивость и т. п.);
3) к порученному делу (лень или трудолюбие, аккуратность или неряшливость, инициативность или пассивность, усидчивость или нетерпеливость, ответственность или безответственность, организованность и т. п.);
4) в характере отражаются волевые качества: готовность преодолевать препятствия, душевную и физическую боль, степень настойчивости, самостоятельности, решительности, дисциплинированности.

Акцентуа́ция (от лат. accentus – ударение) –особенность характера, при которой отдельные его черты чрезмерно усилены. Разные исследователи выделяют различные акцентуации характера. Наибольшее распространение получили классификации К. Леонгарда и А.Е. Личко. В работе «Акцентуированные личности» Карл Леонгард выделил десять чистых типов и ряд промежуточных.

Чистые типы:
Демонстративный (самоуверенность, тщеславие, хвастовство, ложь, лесть, ориентированность на собственное Я как на эталон).
Эмотивный (мягкосердечие, боязливость, сострадание).
Гипертимный (желание деятельности, погоня за переживаниями, оптимизм, ориентированность на удачи).
Дистимический (заторможенность, подчеркивание этических сторон, переживания и опасения, ориентированность на неудачи);
Лабильный (взаимная компенсация черт, ориентированность на различные эталоны);
Тревожный (боязливость, робость, покорность).
Экзальтированный (воодушевление, возвышенные чувства, возведение эмоций в культ).
Педантичный (нерешительность, совестливость, ипохондрия, боязнь несоответствия «Я» идеалам).
Застревающий (подозрительность, обидчивость, тщеславие, переход от подъема к отчаянию).
Возбудимый (вспыльчивость, тяжеловесность, педантизм, ориентированность на инстинкты).


Другие два типа – экстравертированный и интровертированный тип, были описаны К. Леонгардом как промежуточные типы, поскольку относятся уже не столько к характеру, сколько к личностному уровню.

Экстраверсия проявляется в направленности жизненной энергии человека на внешний мир, в том, что экстраверт предпочитает операции с реальными внешними объектами, а интроверт предпочитает погружения в мир воображения и размышлений.
Свойствами нервной системы являются: сила –способность нервной системы выдерживать сильные раздражители (характеризуется выносливостью и работоспособностью нервных клеток); уравновешенность – показатель соотношения процессов возбуждения и торможения; подвижность – показатель быстроты смены процессов возбуждения и торможения.

Темпера́мент (лат. temperamentum – «устойчивая смесь компонентов») – устойчивая совокупность индивидуальных психофизиологических особенностей личности.
Люди с резко выраженными чертами определённого темперамента не так уж часто встречаются, чаще всего у людей бывает смешанный темперамент в различных сочетаниях. Но преобладание черт какого-либо типа темперамента даёт возможность отнести темперамент человека к тому или иному типу. Одна из наиболее распространенных в отечественной литературе классификаций типов темперамента:

Холерик – быстрый, порывистый, однако совершенно неуравновешенный, с резко меняющимся настроением с эмоциональными вспышками, быстро истощаемый. У него нет равновесия нервных процессов, это его резко отличает от сангвиника. Холерик обладает огромной работоспособностью, однако, увлекаясь, безалаберно растрачивает свои силы и быстро истощается.
Флегматик – неспешен, невозмутим, имеет устойчивые стремления и настроение, внешне скуп на проявление эмоций и чувств. Он проявляет упорство и настойчивость в работе, оставаясь спокойным и уравновешенным. В работе он производителен, компенсируя свою неспешность прилежанием.
Сангвиник – живой, горячий, подвижный человек, с частой сменой впечатлений, с быстрой реакцией на все события, происходящие вокруг него, довольно легко примиряющийся со своими неудачами и неприятностями. Обычно сангвиник обладает выразительной мимикой. Он очень продуктивен в работе, когда ему интересно. Если работа неинтересна, он относится к ней безразлично, ему становится скучно.
Меланхолик – склонный к постоянному переживанию различных событий, он остро реагирует на внешние факторы. Свои астенические переживания он зачастую не может сдерживать усилием воли, он повышено впечатлителен, эмоционально раним.

Любая деятельность человека отражает его психотип. Вождение автомобиля также может многое рассказать о характере владельца машины. С первых месяцев пользования автосредством у водителя вырабатывается особый, индивидуальный стиль. В понятие «стиль вождения» включены такие факторы, как показатели темпа и скорости передвижения, маневренности и манеры торможения, тип поведения за рулем на дороге.

Темперамент водителя и стиль вождения

Люди с преобладающим холерическим темпераментом отличаются повышенной динамикой, любят скорость и быстрое движение. Главной проблемой для них будет соблюдение дистанции. Самые частые ошибки «холериков» делаются при торможении, а также в экстремальных ситуациях.

Сангвинический темперамент предполагает такие качества, как энергичность, динамичность и стремление решать новые задачи. Такие водители могут долго оставаться за рулем. Иногда излишняя энергичность способствует совершению ошибок на дороге.

«Флегматики» водят автомобиль спокойно и уверенно, ездят на невысокой скорости. Быструю езду не любят, так как это чревато для них серьезными ошибками. Флегматичные люди редко рискуют ради удовольствия.

Меланхоличный темперамент обуславливает неуверенность вождения: при наличии большого количества раздражителей водители теряются. Единственный путь для людей с таким типом темперамента – выучить досконально все правила, предусмотреть любые неожиданности на дороге. Но, даже зная правила, водители со слабым типом нервной системы нередко отличаются повышенной раздражительностью и неровным ритмом движения машины.

Особенности агрессивного и классического стилей вождения

Агрессивный стиль отличается резким стартом и торможением, резкими входами в поворот, необоснованным ускорением и торможением, частыми перестроениями с одной полосы на другую. Некоторые ошибочно считают такой стиль вождения спортивным, но эта агрессия не имеет никакого отношения к спорту. Мастера спортивного вождения передвигаются на автомобиле быстро и стремительно, но все их движения просчитаны до мелочей и точны. На дороге такие водители безопасны и не привлекают повышенного внимания.

У «холериков» нездоровую агрессию выдают обилие лишних движений и упорное стремление произвести впечатление. Это свидетельствует о повышенной возбудимости нервной системы, наблюдаемой у холериков. «Меланхолики» больше подвержены такому стилю под влиянием сильных эмоций или в состоянии фрустрации.

Многие пытаются самоутвердиться за счет автомобиля, «крутизны» его марки и модного оттенка, сопровождая свое передвижение по дорогам лишними движениями и звуками. Автомобили таких водителей могут испугать пешеходов резким стартом, пронзительным сигналом. Эти владельцы авто не скупятся на оскорбления других: виноватым у них может быть каждый встреченный на пути автомобиль или пешеход. Для них существуют лишь досадные случайные препятствия на их пути. Даже стоящих на светофоре такой водитель может принять за соперников в гонке и отличиться резким, шумным стартом, празднуя свою личную победу. Если они едут по пустынной местности или за городом, по ночным улицам – нередко могут разогнать авто до огромной скорости.
Неопытный водитель, который считает себя энергичным и успешным человеком, настоящим спортсменом, крайне опасен на дорогах. Несдержанность, неумение подстроиться под общий поток, непредсказуемость в решениях – эти черты характера, обусловленные холерическим типом темперамента, легко приводят водителей к ДТП.

Самым безопасным и оптимальным считается классический стиль управления машиной. Благодаря неторопливым, плавным разгонам, хорошо продуманному скоростному режиму, уверенным поворотам и разумному использованию тормозов такая манера вождения приближается к профессиональной. Водители с такой манерой управления автомобилем чувствуют ответственность не только за себя и пассажиров своей машины, но и за других участников движения. Как и профессионалы вождения, они спокойно относятся к ожиданию в пробках и на светофорах: их автомобили не дергаются перед линиями разметки, не ревут двигателями и не пугают пешеходов. Они приезжают вовремя и без происшествий.


Самыми ответственными и спокойными водителями признаны обладатели сангвинического и флегматичного темпераментов. Сильный тип нервной системы позволяет проявлять такие ценные на дороге качества, как уверенность в себе, терпимость к окружающим, сочувствие и способность к сопереживанию, элементарная вежливость, уважение к другим людям, понимание риска и трезвая оценка любой ситуации.

Влияние темперамента на выбор цвета автомобиля

Психотип человека с преобладающим холерическим темпераментом повлияет на выбор автомобиля модного, яркого, скоростного, с самым современным дизайном и бросающимся в глаза декором. Для холериков автомобиль – показатель респектабельности и статуса.

Меланхолики также склонны выделяться особыми требованиями к машинам. Они предпочтут автомобили особой цветовой гаммы (зеленые, синие, темные оттенки и их вариации), но будут избегать машин заметного и яркого цвета. Среди них часто встречаются владельцы раритетных авто.

Сангвиники не придают повышенного значения цвету и характеристикам машин: им достаточно иметь удобный и комфортный автомобиль приятного оттенка, позволяющий передвигаться по дорогам быстро и без проблем. Они предпочтут оттенки металла, светлые и неброские цвета. Как и меланхолики, зачастую могут остановить свой выбор на иномарках оригинальных брендов.

Флегматики во главу угла ставят комфорт и безопасность: они особое внимание уделяют исправности авто и наличию подушек безопасности. Тоже не любят выделяться яркими оттенками машин и выбирают сдержанные тона.

Двигаясь на автомобиле, каждый водитель должен понимать, что он – участник дорожного движения, в равной степени с остальными несущий ответственность за себя и свои действия. Стоит помнить, что именно в условиях трассы самыми ценными качествами остаются вежливость, спокойствие, выдержка, готовность идти на компромисс, здравый смысл. Свое плохое настроение и проблемы нужно оставлять снаружи и садиться за руль собранными, спокойными и внимательными: это позволит избежать аварий и неприятностей на дорогах.

Мотивированная деятельность участников дорожного движения, является фактором безопасности на дорогах. Многие водители при вождении автомобиля мотивируют тем, что они справятся с вождением, у них есть большой практический опыт, но на дороге не всегда так получается. Сложность деятельности, это и есть, как правило, наличие и довольно сложной системы ее мотивации.

Внутренние и внешние факторы участников дорожного движения.

Внешние факторы – это дефицит времени на обдумывание. Например, водители при движении автомобилем, делают неверные шаги, это заканчивается дорожно-транспортным происшествием, страдают невинные люди. Внутренние факторы – это физическое и психологическое состояние водителя. Проблемы, возникающие на дорогах зачастую из-за часто уверенных участников дорожного движения.

Участники дорожного движения формируют неправильное мотивирование, то есть «Я все знаю», «Я умею водить машину», «Я лучше всех вожу машину», «У меня большой стаж». Водитель, который имеет большой стаж вождения (а также возраст), зачастую формируют четко свои стереотипы, но не следует мотивации. В данной ситуации стереотипы, с одной стороны, позволяют сократить время реагирования в данных ситуациях, с другой стороны, не являются гарантией уметь реагировать в экстремальной ситуации. Таким образом, знание автомобильной дороги и наличие большого стажа, уверенности, все это притупляет внимание водителей, и рассматривается как фактор риска.

Проведенный медико-психологический анализ ДТП показывает, что довольно часто их причинами становятся не слабые знания водителем правил дорожного движения или низкая его подготовка по управлению автомобилем, а нарушения функционирования внутренних (психических) механизмов регуляции деятельности, о которых водители в подавляющем своем большинстве ничего не знают. Это проявляется в агрессивном поведении при вождении, а также выполнении действий, неадекватных возникающей ситуации и приводящих к нарушению правил дорожного движения (ПДД) или небезопасному управлению АМ. Автотранспортная статистика изобилует подобными примерами.  Однако сам водитель часто не знает, почему он не смог укротить свою агрессивность или выполнил ошибочное действие, которое стало причиной аварии. К сожалению, не могут помочь ему в этом разобраться и сотрудники ГИБДД, т. к. внутренние механизмы регуляции деятельности при расследовании не анализируются. Вместе с тем без понимания их построить эффективную профилактику ДТП не возможно. Оказывается, что при управлении АМ водитель наряду со знаниями, умениями и навыками использует (не всегда даже осознанно):

• психические установки (уступать – не уступать; пропускать – не пропускать; нарушать – не нарушать; оповещать других водителей – не оповещать; помогать – не помогать и т. д.);

• убеждения (я всегда прав или я тоже бываю не прав; я один умею правильно водить АМ или мне надо быть осторожнее в силу недостаточного опыта и т.п.);

• суждения (я спешу, поэтому нарушу ПДД, или я спешу, но нарушать ПДД не буду, т. к. это до добра не доведет; я – на роскошной иномарке и мне все должны уступать или мы все на дороге равны; я сейчас отомщу за «подрез» или меня «подрезали» случайно, по неопытности и т.п.) и др., которые являются важным компонентом психических механизмов регуляции. В данном компоненте отражено отношение водителя к своим коллегам и пешеходам, требованиям нормативных документов, средствам организации и управления дорожным движением. Все это в совокупности составляет основу профессиональной культуры водителя и обеспечивает безопасное вождение АМ.

Формирование установок, убеждений и т.п. осуществляется на протяжении всей жизни человека с учетом его индивидуальных особенностей и при активном влиянии той среды, в которой он живет, воспитывается, приобретает профессию и работает. Важную роль в данном процессе играет автошкола, где происходит первоначальное обучение вождению и, что самое главное, закладываются основы профессиональной культуры будущего водителя. Обучение в автошколе лишь внешне сводится к отработке умений и навыков. С психологической точки зрения имеет место, прежде всего, формирование психических механизмов регуляции деятельности водителя, важным компонентом которых наряду с мотивацией являются установки водителя, его убеждения, суждения и др. Поэтому, какие механизмы, такая и регуляция, а какая регуляция, такая и надежность водителя, т. е. безопасность на дорогах. Становится очевидным, если кто-то заинтересован реально изменить состояние дел в автотранспортной аварийности в лучшую сторону, в т. ч. предотвратить наезды на пешеходов, то он должен обратиться к психологии. 

Надежность водителя  — это его способность безошибочно управлять автомобилем в любых дорожных условиях в течение всего рабочего времени. К основным факторам, определяющим надежность водителя, относятся его профессиональная пригодность, подготовленность и высокая работоспособность.

Эмоциями называют особую разновидность процессов психики или состояния человека, которые проявляются в моменты переживания каких-либо значимых ситуаций (радости, страха, злости), явлений и жизненных событий.

Если водитель находится в сильном эмоциональном состоянии и не может контролировать его, вне зависимости от того, отрицательные или положительные эмоции он испытывает, это крайне опасно. Если вы не управляете своими эмоциями, то и автомобилем управлять нельзя. Поддавшись отрицательным эмоциям (гневу, страху, тревоге и т.п.), вы можете впасть в уныние, а под действием положительных эмоций (радости, эйфории) – перевозбудиться. Оба состояния могут привести к ДТП.

Разумеется, мы не можем избежать стрессовых ситуаций совсем, но не попадать под их пагубное влияние – в наших силах.

Чтобы избавиться от эмоционального состояния, следует сделать кратковременную остановку и выполнить ряд упражнений:

  • Поднять руки вверх, потянуться, с удовольствием зевнуть и опустить руки. Сделайте так 8 раз, и упражнение поднимет вам тонус.
  • Массаж при помощи гримас. Представьте, что передразниваете мартышку, и стройте разнообразные рожицы.
  • Точечный массаж: скулы массируют при помощи большого и указательного пальцев круговыми движениями. Если от нажатия вы ощущаете боль, то значит ваша нервная система истощена и нужно хорошенько отдохнуть.
  • Внимательность повысит наблюдение за яркими объектами, желтыми или красными, а также быстрая ритмичная музыка и кислые конфеты.
  • В случае возбуждения и неосознанной тревоги сконцентрируйтесь на окружающей вас обстановке: облаках, небе. Дышите ровно, спокойно, глубоко. Можно включить мелодичную музыку, расслабить мышцы плеч, шеи и лица.

Пока не вернете себе душевное равновесие, за руль не садитесь.

Эмоциональное состояние отражается на нашей работоспособности. В опасной дорожной ситуации у водителя может возникнуть всплеск негативных эмоций и подавить психическую деятельность, однако эта же ситуация может и повысить его жизненную энергию, и водитель станет более находчивым и сообразительным.

В зависимости от особенности психики человека эмоции делятся на устойчивые и кратковременные. Если вы устойчивы к эмоциям, то значит, уравновешены, и у вас преобладают устойчивые интересы. Вы менее склонны к попаданию в ДТП, реже нарушаете правила. Если же вы не устойчивы к эмоциям, то значит и эмоционально неуравновешенны. Вы склонны чаще нарушать правила, а значит, и попадать в ДТП. Таким людям необходимо научиться владеть своими эмоциями.

Зачем водителю психологические тесты и как их сдать? Здоровому человеку, профессионально не связанному с психологией, такие тесты обычно кажутся бессмысленным мероприятием. Вопросы несложные, любой ответит. На деле задача психологического тестирования потенциальных водителей – выявить незаметные на первый взгляд нарушения психофизиологических параметров человека, определяющих модель поведения в сложных ситуациях на дороге. К таким параметрам относятся: память, психомоторика, устойчивость, восприятие пространственных отношений и времени, глазомер, переключаемость и распределение внимания, эмоциональная устойчивость, динамика работоспособности. Вторая важная группа параметров, влияющих на безопасность водительского труда – личностные качества: нервно-психическая устойчивость, темперамент, склонность к риску, конфликтность, монотоноустойчивость. Методикой составления тестов, определением правил их проведения и оценки результатов занимается наука психодиагностика. По утверждениям специалистов, подтвержденным статистическими данными, психологические тесты полностью объективны. Но надо учитывать, что результат определяется не только объективными данными, но и состоянием испытуемого. Например, усталость способна изменить реальную картину так же, как стресс или последствия алкогольного опьянения. Чтобы успешно пройти тест, надо настроить себя на положительный результат, быть уверенным в собственных силах и не волноваться. Накануне полезно хорошо отдохнуть. Особенность психологических тестов в том, что многие из них выдают объективный результат, только если испытуемый заранее не ознакомлен с вопросами.

Тест «Конфликтны ли Вы?»

У любого человека можно выделить черты характера, предрасполагающие к конфликтам в межличностном общении. У одних они ярко выражены, у других слабее. С помощью данного теста Вы сможете определить, имеются ли у Вас такие личностные качества. Это поможет правильно оценить свое поведение в определенной ситуации и скорректировать его. Оцените себя, выбрав из приведенных ниже групп ответов один из четырех вариантов.  

Вопросы:

1. Как вы реагируете на критику?
а)  Как правило, критика меня глубоко уязвляет;
б)  Критику обычно принимаю близко к сердцу;
в)  Пытаюсь учесть, если критика справедлива;
г)  На критику обычно не обращаю внимания.

2. Верите ли вы людям?
а)  Придерживаюсь мнения, что лучше никому не верить;
б)  Людям почти не верю, я в них обманулся;
в)  Я верю людям, когда нет особых оснований для недоверия;
г)  Обычно я людям доверяю без разбора.

3. Вы умеете бороться за свою точку зрения?
а)  Я всегда упорно отстаиваю свои взгляды;
б)  Отстаиваю свои взгляды лишь тогда, когда полностью убежден, что прав;
в)  Скорее уступлю, чем буду энергично отстаивать свои взгляды;
г)  Предпочитаю отказаться от своих взглядов, чем из-за них конфликтовать.

4. Вы предпочитаете руководить или подчиняться?
а)  В любом деле люблю руководить сам;
б) Люблю как руководить, так и быть руководимым со стороны более опытного товарища;
в)  Охотнее работаю под чьим-либо руководством;
г)  Как правило, предпочитаю работу под чьим-нибудь руководством и ответственность передаю ему.

5. Если вас кто-то обидел?
а)  Стараюсь отплатить тем же;
б)  Боюсь мстить из-за дальнейших последствий;
в)  Считаю месть лишним, ненужным усилием;
г)  Если меня кто-то обидит, обиду быстро забываю.

6. Вас попытались обойти в очереди?
а)  Способен такого человека вышвырнуть вон;
б)  Ругаюсь, но только, если ругаются другие;
в)  Молчу, хотя возмущен;
г)  Предпочитаю отступить, в ссору не вступаю.

7. Просто ли вас «выбить из колеи»?
а) Я легко расстраиваюсь по самым незначительным поводам;
б) Я расстраиваюсь, когда на то есть серьезные причины;
в) Расстраиваюсь редко и только по серьезным причинам;
г)  Меня мало что расстраивает.

8. Вы «лед» или «пламя»?
а)  Я горяч и вспыльчив;
б)  Не очень вспыльчив;
в)  Скорее спокоен, чем вспыльчив;
г)  Вполне спокойный человек.

9. Легко ли вам говорить правду?
а)  Всегда говорю, что думаю, прямо в глаза;
б)  Бывает, что могу сказать все, что думаю;
в)  Говорю обдуманно лишь после размышлений;
г)  Я не раз взвешу свои слова, прежде чем что-нибудь сказать.

Инструкции: Ответы под буквой «а» оцениваются в 1 балл, «б» – в 2, «в» – в 3, «г» – в 4 балла. Суммируйте результаты ответов на вопросы.  

Результаты:  

Если вы получили результат 9–19 баллов, вы человек тяжелый в общении, подчас идете на конфликт не ради дела, а «из-за принципа». Возможно, даже не признаваясь самому себе, испытываете удовлетворение, давая волю своим эмоциям и наблюдая, как разгораются страсти вокруг вас. Иногда в глаза вам люди говорят одобрительно: «Борец за правду», «Смелый, не боишься критиковать недостатки!». Но прислушайся лучше к другим высказываниям: «Побереги свои нервы и нервы окружающих», «Не кипятись, а то вся твоя энергия превратится в пар», «Твою бы энергию, да в мирных целях». Скажите честно самому себе: так ли велика полезная отдача от вашей борьбы за справедливость? Ваши эмоции не помогают вам в этой борьбе.  

Если сумма баллов 26–34, то вы едва ли являетесь источником конфликтов. Однако общение с вами немногим доставляет удовольствие, поскольку человек, который всегда и во всем со всеми соглашается, неинтересен. К тому же пассивность, стремление уйти в сторону от решения возникающих в коллективе проблем невольно делают вас косвенным виновником конфликтных осложнений.  

И наконец, сумма 20–25 баллов позволяет считать вас человеком вполне уживчивым, общительным, покладистым, способным противостоять обострению отношений в коллективе (в том числе и в семье). Однако следует спросить себя: были ли вы искренними в ответах. Ибо многие свои недостатки мы стараемся не видеть. Поэтому проверьте-ка себя снова – неторопливо, вдумчиво, беспристрастно.

Тест на конфликтность

Теперь определите свою конфликтность. Возьмите лист бумаги, ручку или карандаш и постарайтесь максимально честно ответить на вопросы, выбрав один из вариантов ответа а)б) или в).

Вопросы теста на конфликтность

1. Представьте, что в общественном транспорте начинается ссора. Что Вы предпримете?
а) не буду вмешиваться в ссору
б) могу вмешаться, встать на сторону потерпевшего, того, кто прав
в) всегда вмешиваюсь и до конца отстаиваю свою точку зрения

2. Критикуете ли вы на собрании руководство за допущенные ошибки?
а) всегда критикую за ошибки
б) да, но в зависимости от моего личного отношения к нему
в) нет

3. Ваш непосредственный начальник излагает свой план работы, который вам кажется нерациональным. Предложите ли вы свой план, который кажется вам лучше?
а) если другие меня поддержат, то да
б) разумеется, я предложу свой план
в) боюсь, что за это меня могут лишить премиальных

4. Любите ли вы спорить со своими коллегами, друзьями?
а) только с теми, кто не обижается, и когда споры не портят наши отношения
б) да, но только по принципиальным, важным вопросам
в) я спорю со всеми и по любому поводу

5. Кто-то пытается пролезть вперед вас, без очереди. Ваши действия?
а) думаю, что я не хуже его, и тоже пытаюсь обойти очередь
б) возмущаюсь, но про себя
в) открыто высказываю свое негодование

6. Представьте, что рассматривается проект, в котором есть смелые идеи, но есть и ошибки. Вы знаете, что от вашего мнения будет зависеть судьба этой работы. Как вы поступите?
а) выскажусь и о положительных, и об отрицательных сторонах проекта
б) выделю положительные стороны проекта и предоставлю возможность продолжить его разработку автору
в) стану критиковать: чтобы быть новатором, нельзя допускать ошибок

7. Представьте, что теща (свекровь) говорит вам о необходимости экономии и бережливости, о вашей расточительности, а сама то и дело покупает дорогие старинные вещи. Она хочет знать ваше мнение о своей последней покупке. Что вы ей скажете?
а) скажу, что одобряю покупку, если она доставила ей удовольствие
б) скажу, что у этой вещи нет художественной ценности
в) буду ругаться, поссорюсь с ней из-за этого

8. В парке вы встретили подростков, которые курят. Как вы реагируете?
а) делаю им замечание
б) думаю: зачем мне портить себе настроение из-за чужих, плохо воспитанных юнцов
в) если бы это было не в общественном месте, то я бы их отчитал

9. В ресторане вы замечаете, что официант обсчитал вас. Ваши действия?
а) в таком случае я не дам ему чаевых, хотя и собирался это сделать
б) попрошу, чтобы он еще раз, при мне, составил счет
в) выскажу ему все, что о нем думаю

10. Вы в доме отдыха. Администратор занимается посторонними делами, развлекается, вместо того чтобы выполнять свои обязанности: следить за уборкой в комнатах, разнообразием меню… Возмущает ли вас это?
а) да, и я нахожу способ пожаловаться на него, требуя наказания или даже увольнения с работы
б) да, но если я даже и выскажу ему какие-то претензии, это вряд ли что-то изменит
в) да, а в результате придираюсь к обслуживающему персоналу — повару, уборщице или срываю свой гнев на жене

11. Вы спорите с вашим сыном-подростком и убеждаетесь, что он прав. Признаете ли вы свою ошибку?
а) нет
б) разумеется, признаю
в) постараюсь примирить наши точки зрения

Ключ к ответам на вопросы теста на конфликтность

Номер вопроса и оценки ответов на вопросыАБВ
1420
2024
3204
4420
5042
6240
7420
8042
9420
10042
11042
Таблица результатов

От 30 до 44 баллов
Вы тактичны. Не любите конфликтов. Умеете их сгладить, легко избегать критических ситуаций. Когда же вам приходится вступать в спор, вы учитываете, как это может отразиться на вашем служебном положении или приятельских отношениях. Вы стремитесь быть приятным для окружающих, но когда им требуется помощь, вы не всегда решаетесь ее оказать. Не думаете ли вы, что тем самым теряете уважение к себе в глазах других?

От 15 до 29 баллов
О вас говорят, что вы конфликтная личность. Вы настойчиво отстаиваете свое мнение, невзирая на то, как это повлияет на ваши служебные или личностные отношения. И за это вас уважают.

До 14 баллов
Вы мелочны, ищете поводы для споров, большая часть которых излишняя. Любите критиковать, но только когда это, выгодно вам. Вы навязываете свое мнение, даже если не правы. Вы не обидитесь, если вас будут считать любителем поскандалить. Подумайте, не скрывается ли за Вашим поведением комплекс неполноценности?

Тест «Тип вашего темперамента»

Когда-то давно древнегреческий врач Гиппократ выделил четыре типа темперамента. Эта классификация актуальна и по сей день. Однако «чистые» холерики, сангвиники, флегматики и меланхолики встречаются очень редко. Большинство людей относится к так называемым смешанным типам темперамента. Им присущи черты разных типов темперамента, один из которых, как правило, преобладает. Данный тест состоит из 4 частей, в каждой части — 20 утверждений, характеризующих определенный тип темперамента. Вам нужно будет согласиться или не согласиться с каждым утверждением в зависимости от того, насколько оно применимо к вам.

Часть 1

  1. Я суетлив и неусидчив.
  2. Я несдержан и вспыльчив.
  3. Я нетерпелив.
  4. Я резок и прямолинеен в общении.
  5. Я часто являюсь инициатором всевозможных мероприятий.
  6. Я упрям.
  7. В споре я очень находчив.
  8. Мне трудно соблюдать определенный ритм в работе.
  9. Я часто иду на риск.
  10. Я не помню обид.
  11. Я говорю очень быстро и возбужденно.
  12. Я неуравновешен и часто горячусь из за мелочей.
  13. Я нетерпим к недостаткам других.
  14. Я люблю дразнить людей.
  15. Моя мимика очень выразительна.
  16. Я быстро принимаю решения.
  17. Меня привлекает все новое.
  18. Мои движения порывисты и резки.
  19. Я всегда настойчиво иду к поставленной цели.
  20. У меня часто без особых причин меняется настроение.

Часть 2

  1. Я — жизнерадостный человек.
  2. Я энергичен и всегда знаю, куда направить свою энергию.
  3. Я не всегда довожу до конца то, что начал.
  4. Я часто себя переоцениваю.
  5. Все новое я схватываю буквально на лету.
  6. Мои интересы непостоянны.
  7. Свои неудачи я переживаю довольно легко.
  8. Мне легко приспособиться к практически любым обстоятельствам.
  9. Любое дело, которым я занимаюсь, увлекает меня.
  10. Как только мой интерес к делу угасает, я, как правило, бросаю его.
  11. Я легко включаюсь в новую работу, а также переключаюсь с одного вида деятельности на другой.
  12. Монотонная кропотливая работа угнетает меня.
  13. Я общителен и отзывчив, у меня много друзей.
  14. У меня высокая работоспособность, я очень вынослив.
  15. Я говорю обычно громко, быстро и четко.
  16. Даже в сложных и непредвиденных обстоятельствах я не теряю самообладания.
  17. Я всегда доброжелательно настроен.
  18. Я обычно без труда засыпаю и просыпаюсь.
  19. Я часто принимаю поспешные, необдуманные решения.
  20. Иногда я слушаю кого-то невнимательно, не вникая в суть рассказа.

Часть 3

  1. Обычно я спокоен и хладнокровен.
  2. Во всех своих делах я придерживаюсь определенной последовательности.
  3. Обычно я рассудителен и осторожен.
  4. Я спокойно переношу ожидание.
  5. Если мне нечего сказать, я предпочитаю молчать.
  6. Моя речь размеренна и спокойна, без яркой эмоциональной окраски.
  7. Я сдержан и терпелив.
  8. Я обычно довожу то, что начал, до конца.
  9. Я не трачу силы на пустяки, но могу быть очень работоспособным, если вижу, что дело того стоит.
  10. В работе и в жизни я придерживаюсь привычной схемы.
  11. Мне легко сдержать свои эмоции.
  12. Похвала или критика в мой адрес мало волнуют меня.
  13. К шуткам в свой адрес я отношусь снисходительно.
  14. Мои интересы отличаются постоянством.
  15. Я медленно втягиваюсь в работу или переключаюсь с одного вида деятельности на другой.
  16. Обычно у меня ровные отношения со всеми.
  17. Я аккуратен и люблю порядок во всем.
  18. Мне трудно адаптироваться к новой обстановке.
  19. Я очень выдержан.
  20. Контакт с новыми людьми я налаживаю постепенно.

Часть 4

  1. Я застенчив и стеснителен.
  2. В незнакомой обстановке я чувствую себя растерянным.
  3. Мне трудно заговорить с незнакомым человеком.
  4. Порой я не верю в свои силы.
  5. Я спокойно переношу одиночество.
  6. Неудачи угнетают меня.
  7. Иногда я надолго ухожу в себя.
  8. Я быстро утомляюсь.
  9. Я говорю очень тихо, иногда почти шепотом.
  10. Я всегда подстраиваюсь под моего собеседника.
  11. Иногда что то впечатляет меня настолько, что я не могу сдержать слез.
  12. Я очень чувствителен к похвале или критике.
  13. Я предъявляю высокие требования к себе и окружающим.
  14. Я бываю мнительным и подозрительным.
  15. Я легкоранимый человек.
  16. Меня легко обидеть.
  17. Я предпочитаю скрывать свои мысли от окружающих.
  18. Я робок и малоактивен.
  19. Я обычно безропотно подчиняюсь приказам.
  20. Мне хотелось бы вызвать у окружающих сочувствие ко мне.

Инструкции

Подсчитайте общее количество положительных ответов (А).
Подсчитайте количество положительных ответов отдельно в каждой части (A1, A2, A3, A4).
Вычислите процент положительных ответов по каждому типу темперамента:

  • холерик = (А1/А) х 100%;
  • сангвиник = (А2/А) х 100%;
  • флегматик = (А3/А) х 100%;
  • меланхолик = (А4/А) х 100%.

Полученные результаты будут означать, какую часть в вашем темпераменте составляет каждый из этих типов.

Результаты теста

Если результат по какому либо типу равен 40% или выше, то данный тип темперамента у вас является доминирующим.

Если результат по какому либо типу равен 30–39%, то черты, характерные для этого типа, выражены у вас достаточно ярко.

Если результат по какому либо типу равен 20–29%, то уровень выраженности характерных для этого типа темперамента черт у вас средний.

Если же результат составил 10–19%, то черты данного типа темперамента у вас выражены слабо.

Психология обучения.

Основными целями и задачами такой подготовки является формирование у будущих водителей знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешность выполнения деятельности по управлению автомобилем. Например, водитель транспортного средства категории «В», прошедший специальную подготовку, должен уметь:
• управлять легковым автомобилем в различных дорожных и метеорологических условиях;
• соблюдать Правила дорожного движения, уверенно действовать в сложной дорожной обстановке и не допускать дорожно-транспортных происшествий;
•проводить контрольный осмотр автомобиля перед выездом и ежедневное техническое обслуживание;
•оказывать самопомощь и первую помощь пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях и соблюдать требования по их транспортировке.

Формирование таких знаний, умений и навыков обеспечивается в процессе специальной теоретической и практической подготовки будущих водителей. Она включает в себя следующие разделы: устройство и техническое обслуживание автомобиля, правила дорожного движения, основы управления транспортным средством и безопасность движения, оказание первой медицинской помощи, вождение автомобиля. Каждый из этих разделов включает в себя соответствующее названию содержание и имеет определенное значение в деятельности водителей различных категорий. Последовательность изучения разделов Правил дорожного движения имеет определенную логику, закономерность. Действительно, после освоения основных положений и обязанностей участников дорожного движения, изучаются все виды дорожных знаков и дорожной разметки, сигналы светофора и регулировщика. А затем начинается освоение способов проезда перекрестков различного типа (регулируемых, нерегулируемых).

Качественно подготовить водителей автомобилей можно только в том случае, если участвующие в процессе обучения владеют педагогическим мастерством. Это мастерство слагается из твердых знаний преподавателя предмета и хорошей методической подготовки. Обучение вождению подчиняется основному принципу – учить тому, что необходимо учителю в самостоятельной работе. Главное внимание обращают на развитие твердых практических навыков вождения автомобиля в сложных условиях.

В процессе обучения всесторонне развивается решительность, смелость и инициатива, прививается любовь к автомобилю, уверенность в его высоких качествах, чувство личной ответственности за сохранность автомобиля и перевозимых грузов или людей, за готовность автомобиля к использованию по назначению. Курсантам прививают чувство уважения к водителям других автомобилей и всех других транспортных средств, чувство уважения к пешеходам, проявление предусмотрительности к отношению к ним, неукоснительное признание их прав.

Обучения вождению проводят путем индивидуальной отработке определенных программой практических упражнений. Каждое упражнение разбивают на несколько задач, которые, в свою очередь представляют собой группу однородных приемов вождения. Объем, содержание и условия выполнения упражнений являются обязательными для всех курсантов.

Упрощение условий упражнения и послабления при выводе оценок курсантом следует рассматривать как нарушение требований программы, наносящие ущерб подготовке квалифицированных водителей. Организация обучения вождению в каждом училище возлагается на одного человека — инструктора. Он планирует занятие, организует методическую работу и лично проводит занятия. Обучение вождению проводят на автодроме или маршрутах, которые согласованы с отделом ГИБДД.

Психомото́рика (греч. psychē душа, сознание + лат. Motor,приводящий в движение) – совокупность сознательно регулируемых двигательных актов.
Совершенствуется и дифференцируется в течение всей жизни человека. Психомоторика относится к высшим психическим функциям. Развитие понятия «психомоторика» связано с именем великого русского физиолога И.М. Сеченова. Моторика является физиологической основой высших психических функций. Психомоторика – это связь движения с психическими процессами (познавательными, эмоциональными, волевыми).

Двигательное умение – это такая степень владения двигательным действием, при котором управление движениями происходит при активной роли мышления. Умение выполнять новое двигательное действие возникает на основе следующих предпосылок: необходимого объема знаний о технике действия; наличия двигательного опыта; достаточного уровня физической подготовленности, при творческом мышлении в процессе управления движениями.

Двигательный навык – это оптимальная степень овладения техникой действия, характеризующаяся автоматизированным (то есть при минимальном контроле со стороны сознания) управлением движениями, высокой прочностью и надёжностью исполнения.

Мотивация – залог качества, от нее зависит результат любого процесса. Именно она является стимулом к активной познавательной деятельности и во время ее же формируется. Это обоюдный процесс.
Прием постановки цели.
Второй прием – создание эмоционально-комфортной обстановки. Я заранее настраиваю Вас на достижение успеха, уверен, что Вы со всеми заданиями справитесь успешно.

Педагогическое общение — профессиональное общение преподавателя с учащимися в целостном педагогическом процессе.
Структура общения:

  1. Коммуникативный компонент – обмен информацией между субъектами общения.
  2. Интерактивный компонент – общая стратегия взаимодействия: сотрудничество и конкуренция.
  3. Перцептивный компонент – восприятие, изучение. Понимание, оценка партнёрами по общению друг друга.

Виды стилей педагогического общения:
• Перспективные: общение на основе совместной творческой деятельности, общение на основе дружеского расположения.
• Неперспективные: общение-устрашение.


Барьеры восприятия в общении:
Эффект первого впечатления – обусловленность восприятия и оценивания человека первым впечатлением о нём, которое может оказаться ошибочным.
Эффект первичности – придание большого значения при восприятии и оценивании незнакомого той информации о нём, которая поступила раньше.
Эффект новизны – придание большого значения более поздней информации при восприятии и оценивании знакомого человека.
Эффект проекции – приписывание своих достоинств приятному человеку и своих недостатков – неприятным людям.
Эффект стереотипизации – использование в процессе межличностного восприятия устойчивого образа человека. Приводит к упрощению в познании человека, построению неточного образа другого, к возникновению предубеждения.


Стиль педагогической деятельности – устойчивая индивидуально специфическая система психологических средств, приемов, навыков, методов и способов осуществления педагогической деятельности.
В зависимости от индивидуально-психологических качеств педагога выделяют следующие стили деятельности:

Демократический стиль. При таком стиля педагогической деятельности педагог рассматривает ученика как равноправного партнера в общении, коллегу в совместном поиске знаний. Педагог привлекает учеников к принятию решений, учитывает их мнения, поощряет самостоятельность суждений, учитывает не только на успешность, но и на личностные качества воспитанников. Методами воздействия являются побуждение к действию, совет, просьба.

Авторитарный стиль. Педагог, который является носителем этого стиля, видит в ученике объект педагогического воздействия, а не равноправного партнера. Он единолично принимает решения, устанавливает жесткий контроль, не обосновывает своих действий перед учеником. Вследствие этого ученики становятся пассивными, снижается их самооценка, вызывает агрессивность; их силы направлены на психологическую защиту, а не на усвоение знаний и собственное развитие. Основными методами воздействия авторитарных учителей есть приказ, поучение. Они не довольны профессией, им присуща профессиональная неустойчивость.

Либеральный стиль. Педагог с таким стилем работы избегает ситуаций принятия решений, передает инициативу ученикам и коллегам. Организацию и контроль деятельности учащихся осуществляет бессистемно, ему присущи колебания.


• Применение спецсигналов


• Нормативно-правовые основы применения спецсигналов


• Основы безопасности дорожного движения


• Оказание первой помощи при ДТП